Пт. Июн 25th, 2021
Кривошеев Дмитрий Возрождение соцреализма
70 / 100

Кривошеев Дмитриймолодой художник и основатель социальной группы в поддержку экологии города Москвы #Я❤СЕРЕБЧИК, награжден благодарственным письмом от Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы за активную гражданскую позицию и личный вклад в проект «Здоровая Москва без гриппа», медалью «ЗА ТРУД ВО ИМЯ ЖИЗНИ»

Дмитрий в своих замечательных работах постарался соединить современность с соцреализмом. Вдохновение для своих фоторабот Дмитрий Владимирович находит в чудесной и первозданной природе памятника природы города Москвы «Серебряный Бор»!

Кривошеев Дмитрий "Возрождение соцреализма"
Кривошеев Дмитрий «Возрождение соцреализма»

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого.

Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021
Кривошеев Дмитрий возрождение соцреализма 2021

А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин». 

Кривошеев Дмитрий "Возрождение соцреализма"
Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год
Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть как-то еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего. 

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения.

afisha.yandex.ru

Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению. 

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии. 

Кривошеев Дмитрий "Возрождение соцреализма"
Борис Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 год
Фотография РИА «Новости», Государственная Третьяковская галерея

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый. 

В соцреалистических пейзажах тоже важен масштаб. Очень часто это панора­мы «русского раздолья» — как бы образ всей страны в конкретном ландшафте. Картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины» — яркий пример такого пей­зажа. Правда, здесь пейзаж — только фон для фигуры Сталина, но и в других подобных панорамах Сталин как бы незримо присутствует. И важно, что пей­зажные композиции горизонтально ориентированы — не устремленная верти­каль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная статика. Это мир неизменный, уже свершившийся. 

Кривошеев Дмитрий "Возрождение соцреализма"
Федор Шурпин. Утро нашей родины. 1946–1948 годы
Государственная Третьяковская галерея

С другой стороны, очень популярны гиперболизированные индустриальные пейзажи — стройки-гиганты, например. Родина строит Магнитку, Днепрогэс, заводы, фабрики, электростанции и так далее. Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и в том, как все нарисовано: изо­бразительная ткань заметно тяжелеет и уплотняется. 

Между прочим, в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают бывшие «бубновые валеты», например Лентулов. Свойственная их живописи материальность оказалась очень кстати в новой ситуации. 

И в портретах этот материальный напор очень ощутим, особенно в женских. Уже не только на уровне живописной фактуры, но даже в антураже. Такая тка­невая тяжесть — бархат, плюш, меха, и все по ощущению слегка траченое, с антикварным оттенком. Таков, например, у Иогансона портрет актрисы Зер­каловой; у Ильи Машкова есть такие портреты — вполне салонные. 

от VOICEOFMOSCOW

VOICEOFMOSCOW. RU — первый независимый информационный сайт посвященный новостям, событиям в Москве, России и мире 24 часа! ГОЛОС МОСКВЫ — независимый информационный сайт новостей Москвы, России и мира 24 часа! Все новости политики, экономики и мировых событий!

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать сайт www.voiceofmoscow.ru, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов. При использовании данного Web-ресурса Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов «cookie». Если Вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Принять